Детский сад №8 "Паровозик" г. Вятские Поляны

Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников

Театрализованные игры и упражнения

для младших дошкольников

Театрализованные игры спо­собствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональ­ной отзывчивости).

В театрализованной игре осу­ществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения.

Театрализованная игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяет каждо­му ребенку проявить свои ак­тивность, индивидуальность, творчество.

Творческое развитие темы начинается с подготовки сцена­рия игры по сюжету литератур­ного произведения: сказки, рас­сказы, стихотворения. Далее дети импровизируют на заданную тему.

Самостоятельность детской игры зависит от того, знают ли дети содержание произведения. Когда мы знакомим детей с про­изведением, ни в коем случае нельзя искажать авторский текст, но и заучивать его с ребя­тами до начала игры не стоит.

Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью лучше всего использовать театр на фланелеграфе либо настольный. Также можно обра­титься к куклам бибабо или пальчиковым. Так одновремен­но создаются зрительные обра­зы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительнос­ти и игры.

Вначале воспитатель-ведущий сам читает текст, привлекая де­тей к проговариванию отдель­ных фрагментов. По мере того как дети овладевают содержани­ем, их активность в повторных играх возрастает. Не надо требо­вать от ребят буквального вос­произведения. Но когда текст будет достаточно хорошо усво­ен, нужно поощрять точность его изложения. Читая песенки или стихотворения, подключайте детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, ими­тируют голос, интонацию, движе­ния персонажей.

Чтение произведений должно сочетаться с мимикой, поэтому педагогу желательно заучивать тексты, а не использовать посто­янно книгу или аудиозапись.

Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки были всеми узнаваемы. Необходимо учить детей средствам вырази­тельности. В младшем дошколь­ном возрасте это: образно-выра­зительные умения (имитация характерных движений живот­ных); художественно-образные выразительные средства — ин­тонация, мимика, пантомимика (жесты, позы, походки).

Прежде чем учить детей сред­ствам выразительности, педагог должен задуматься: обладаю ли я сам в совершенстве этими сред­ствами? Он должен работать над собой, поскольку является образ­цом для детей. От того, насколь­ко гибко и сознательно вы под­черкиваете интонацией смысл произведения, даете характери­стику образам, зависит и пони­мание произведения, его эмоци­ональное, нравственное воздей­ствие на детей, выразительность их высказываний.

Далее — небольшие упражне­ния с детьми. Целесообразно начинать их с младшей группы. Например, после показа и про­чтения сказки «Теремок» пред­ложить детям попроситься в теремок, как волк и т.д. Можно объявить конкурс «Кто лучше?». Обратить внимание детей на способы вождения персонажей и предложить им попробовать действовать самим, привлекать внимание к лучшему исполне нию. Это доставит детям радость, кроме того, будут сформированы необходимые умения. В следую щий раз предложить ребятам ра зыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действо вать за каждого. Используйте упражнения в произнесении самых привычных слов с раз личной интонацией: «здравствуйте» (радостно, приветливо, угрюмо и др.).

Выберите четверостишье прочтите его детям с разными интонациями: удивленно, на смешливо, радостно, грустно. Произнесите фразу, ставя ударе ние каждый раз на новом слове («я люблю свою лошадку»). Обратите внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зави симости от ударного слова.

Детям нравятся упражнения развивающие мимику и пантомимику. Предложите им изобра зить грусть, радость, удивление, страх и т.д. Например, зайчика угостили сладкой морковкой (радость); из-за куста появился зубастый волк (страх). Для развития пантомимических средств выразительности используйте упражнения на память физичес ких действий («моем посуду» «подметаем пол», «поливаем цве ты»). В младшей группе предложите детям показать, как прыгает лягушка, ходит косолапый мед ведь. Наблюдая с детьми исполнителей, учите их подмечать различия и характеристике образов. Эта работа помогает лучше передать характер персонажа. Можно использовать загадки: «Покажи, как прыгает зайка» (В. Агафонников «Маленький — беленький»); «Покажи, как ходит петушок» (В. Агафонников «Не ездок, а со шпорами»). Итак, при умелом педагогичес­ком руководстве и разнообразии тематики, средств изображения, эмоциональности театрализо­ванные игры дают возможность использовать их в целях всесто­роннего воспитаний и развития личности.

Игры на развитие слуха, звукоподражания,

предметно-игровых действий, формирование речи

Угадай по звуку

Цель: развивать слуховое вни­мание детей.

*  * *

 Приходит Петрушка и прино­сит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ду­дочку, погремушку и др.). Петруш­ка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инстру­мент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на раз­ных инструментах, а вы внима­тельно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за шир­мой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка пред­лагает поменяться с ними места­ми и уже угадавший ребенок за­гадывает детям загадку.

Зверята

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

*  * *

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

Возьмем Мишку на прогулку

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комп­лект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

* * *

Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке доска­зывают дети.

Я надену Мишке теплые ...штанишки.

Теплые... штанишки я надену Мишке.

Валенки-малышки я надену... Мишке.

Так, так и вот так —валенки-малышки.

Я надену... Мишке валенки-малышки,

Я надену... Мишке красное... пальтишко,

Красное ... пальтишко я надену... Мишке.

А когда иду гулять, надо шапку надевать.

Мишку мы возьмем...гулять,

Будем в саночках ... катать!

Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.

Пришел Мишка с прогулки

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка). * * * Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обраща­ясь к детям, говорит:

Мишенька ходил гулять,

Он устал и хочет спать.

Дети с Мишенькой гуляли,

Мишку в саночках катали.

Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стуль­чик.

Мишка наш ходил ... гулять,

Шапку с Мишки надо ... снять.

А теперь пальтишко

Я снимаю с ... Мишки.

Так, так и вот так —

Я снимаю с ... Мишки.

Мишка наш ходил ... гулять,

Валеночки надо... снять.

Теплые ... штанишки

Я снимаю с ... Мишки.

Так, так и вот так —

я снимаю с ... Мишки.

Мишка наш ходил ... гулять,

Он устал и хочет ... спать.

Вот его кроватка,

Будет спать он ... сладко.

Баю-бай! Баю-бай!

Спи, Мишутка,... баю-бай!

Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.

 Прятки

Цель: развивать навык звуко­подражания.

Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.

Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выгля­дывает медвежонок.

Педагог. Ой, чья это мордоч­ка показалась в окошке?

Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за доми­ка и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здорова­ясь с ними. Затем он просит де­тей так же поурчать.

Вдруг мишка прячется за до­мик.

Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!

 Где ты? Где ты? Отзовись!

Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Покажись!

В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо­вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по же­ланию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персо­нажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «го­лосам» этих персонажей.

Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем

Цель: поощрять попытки де­тей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать твор­ческое воображение; побуждать детей к импровизации.

*  * *

С помощью считалки выбира­ется водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Во­дящий возвращается и спраши­вает:

«Где вы были, мальчики и девочки?

Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,

а что делали — пока­жем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как мож­но изобразить. Когда дети осво­ятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

Игра с пальчиками

Цель: приобщать детей к теат­рализованной деятельности; учить их сочетать слова с движе­ниями.

Оборудование: куклы пальчи­кового театра.

*  * *

Ребенку надеваются на паль­цы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, при­говаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

 Зовут его ... (называет имя ре­бенка).

Игры на формирование актерского мастерства,

обучение кукловождению

Гуси (муз. Е. Тиличеевой, ел. на­родные)

Гуси, гуси!  Дети придерживают игрушку одной рукой.

Га-га-га!  Наклоняют игрушку вперед и возвращают в исходное положе­ние в ритме песенки.

Пить хотите?  Исходное положение.

Да, да, да!  Покачивают игрушку.

Гуси, гуси, Исходное положение.

Вот вода.

Га-га-га! Покачивают игрушку.

Га-га-га!

Вначале ведущий поет песню, затем дети начинают подпевать за гусей. В дальнейшем песня ис­полняется по ролям. Дети поют за гусей и в ритме песенки по­качивают головой.

Зайчик (русская народная прибаутка, ел. Т. Бабаджан)

Ребенок водит зайку по столу, игрушка выполняет легкие прыжки в ритме песенки.

Заинька, зайка!

Маленький заинька!

Длинные ушки,

Быстрые ножки.

Заинька, зайка!

Маленький зайка.

Деток боится,

Зайка-трусишка.

Жучка (муз. Н. Кукловской, ел. Е. Федорченко)

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой,

Зубы острые,

Шерстка пестрая.

Гав-гав!

Ведущая поет песню, ребенок плавным движением ведет со­бачку по столу. Слова «Гав-гав!» ребенок подпевает самостоя­тельно, наклоняя собачку впе­ред и возвращая в исходное по­ложение.

Петушок (муз. Р. Рустамовой, ел. Л. Мироновой)

Игра учит ребенка переклю­чать внимание с одного движе­ния на другое.

Рано утром я встаю Ребенок ведет игрушку по сто­лу, плавно покачивая ею из сторо­ны в сторону.

Ку-ка-ре-ку! Останавливает игрушку и ритмично покачивает ею вперед, возвращая в исходное положение.

Ку-ка-ре-ку!

Громко песенку пою  Плавное покачивание из сторо­ны в сторону с продвижением вперед.

Ку-ка-ре-ку! Ритмичное покачивание вперед на одном месте.

Ку-ка-ре-ку!

Шпоры есть и Покачивание из стороны в сторону с продвижением вперед.

Гребешок.

Ку-ка-ре-ку! Покачивание вперед на одном месте.

Ку-ка-ре-ку!

Вот какой я петушок  Покачивание из стороны в сторону с продвижением вперед.

Ку-ка-ре-ку!  Покачивание вперед на одном месте.

Ку-ка-ре-ку!

Уточка (муз. Т. Попатенко, ел. И. Лешкевич)

Игра объединяет навыки кукловождения, полученные в пре­дыдущих упражнениях, дает возможность применить три раз­личных движения: покачивание игрушки из стороны в сторону, покачивание вперед, плавное скольжение.

Поутру, поутру, Ребенок ведет игрушку по сто­лу, покачивая ею из стороны в сторону.

Чуть заря,

Вышла уточка на пруд, Останавливает игрушку, пока­чивает ею в ритме песни.

Кря-кря-кря!

Поплыла по воде, Скользящее движение игруш­кой по столу.

По волне...

«Кря-кря-кря!» —Ребенок останавливает игруш­ку, покачивая ею вперед.

Раздалось в тишине. Продолжает скользящее дви­жение.

Курочка (муз. Т. Попатенко, ел. И. Лешкевич)

Игра помогает детям понять следующее: если одна игрушка «говорит», то другие должны за­мереть и внимательно слушать, чтобы зрители могли определить, какая из игрушек в данный мо­мент «разговаривает».

Курочка, курочка, Дети плавным движением ве­дут по столу курочку и цыпляток.

Курочка Ряба

По двору идет

Желтеньких, желтеньких,

Желтеньких цыпляток

За собой ведет. Курочка с цыплятами оста­навливаются.

Вы не убегайте далеко, Курочка поворачивается к цыпляткам и начинает «гово­рить», покачиваясь вперед в рит­ме песни.

Зернышки ищите,

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Веселятся все игрушки (муз. В. Витлина, ел. Е. Серовой)

Игра дает возможность детям освоить пляску кукол на столе.

Барабанят барабаны: Часть детей играет на бара­бане.

Тра-та-та, тра-та-та! Двое детей ведут по столу кукол Ваню и Таню. Импровизи­руют танцевальные движения кукол.

Пляшут куклы Таня с Ваней,

Что за красота!

Танцевать пошли матрешки, Несколько детей ведут матре­шек по столу.

Шире круг, шире круг. Вместе хлопнули в ладоши: Часть детей хлопает в ладо­ши.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Танцуют с матрешками.

Забренчали погремушки: Часть детей ритмично звенит погремушками.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь!

Веселятся все игрушки Несколько детей ведут игруш­ки по столу.

Целый день, целый день. Игрушки пляшут.

Это действие позволяет каж­дому ребенку проявить свои ак­тивность, индивидуальность, творчество.

 

 
15 февраля 2013 в 12:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.